Леворукость – норма развития или отклонение?

Уже много веков человечество пытается понять феномен левшества, но до сих пор левши остаются для праворукого мира неразгаданной загадкой. Сегодня левшество – одна из проблем, вызывающая интерес как специалистов, так и родителей. Многие родители проявляют беспокойство, когда замечают, что их дети рисуют и пишут не правой рукой, а левой, пытаются их переучить и даже обращаются к врачу.

Леворукость – преимущественное владение левой рукой – зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга и своеобразия высших психических функций. Владение ребёнком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы. Чаще всего левшество передаётся генетически. Генетическая леворукость связана с ее наследованием среди членов семьи, а также с феноменом зеркального отображения у близнецов. Механизмы этой передачи до сих пор не известны. Поэтому насильственное изменение сложившейся системы работы двигательного анализатора, т.е. переучивание леворуких детей может привести к нежелательным последствиям. Не менее чем у 40-50% переученных детей, как правило, меняется поведение: они становятся раздражительными, вспыльчивыми, учащаются реакции протеста по отношению к родителям, воспитателям и педагогам. Ухудшается ночной сон и аппетит, в некоторых случаях возникают ночной энурез, заикание. Ребенок жалуется на усталость правой руки, повышенную утомляемость. Такие дети в 5-6 раз чаще страдают неврозами. У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

Для родителей и педагогов очень важно как можно раньше определить (и не ошибиться), какая рука у малыша ведущая. Ранние прогнозы леворукости считаются малоэффективными, поскольку до 2 лет у малышей происходит волнообразные изменения рукости. С 2 до 5 лет руки практически равноценны, а стойкое предпочтение руки проявляется к 4 – 5 летнему возрасту. Необходимость определить ведущую руку остро встаёт в старшем дошкольном возрасте. Ребёнок учится правильно держать ручку, учится писать. Очень важно, чтобы он делал это ведущей рукой. У детей в 4-5 лет, когда формируется стойкое предпочтение руки, причиной леворукости могут быть имеющиеся нарушения в развитии правого полушария мозга в сочетании с задержкой развития речи, мышления, двигательных функций. В этом случае важно не упустить драгоценное время: создавать благоприятные условия для развития ребенка, искать эффективные методы его обучения, а не ждать, что речевые, пространственные или двигательные нарушения пройдут сами собой. Ребёнка следует проконсультировать и у детского невролога. Он поможет решить вопрос: является ли леворукость у ребенка естественной или это симптом остаточных явлений заболевания центральной нервной системы, требующих как можно более раннего специального лечения.

При любом варианте леворукости родители не должны настороженно, а тем более отрицательно относиться к такой особенности своего ребенка. При наличии каких-либо сомнений желательно определить у ребенка ведущую руку. Целесообразно делать это к 5 годам, используя специальные игровые задания. Своевременное выявление детей, склонных к леворукости, позволит предотвратить их необоснованное переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребенка. При тестировании нужно постараться, чтобы он не знал, что его проверяют, но четко следовал инструкциям взрослого. Все необходимые материалы следует положить на равном расстоянии от обеих рук.

Чтобы узнать, какая ведущая рука у вашего ребенка, вы можете использовать следующие несложные тесты:

  • Ударить палочкой по музыкальному инструменту (барабан, металлофон).

  • Разложить разноцветные палочки в соответствии с заданным образцом (домик, забор).

  • Нарисовать круг, квадрат и треугольник правой и левой рукой (посмотреть, какой рукой рисунки выполнены ровно).

  • Построить башню из кубиков.

  • Вырезать фигурный рисунок по контуру.

  • Опустить фигуру в коробочку, в крышке которой сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям геометрических фигур.

  • Ребенку вручается несколько спичечных коробков. Задание: найди спичку в одном из коробков. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

  • Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько бутылочек (баночек) с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая рука держит бутылочку.

  • Ребенка просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).

  • Ребенок должен протереть доску (стол, шкаф и т.д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.

  • Ребенка просят подбросить и поймать небольшой мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.

  • Ребенка просят погладить игрушку, держа ее в руке, гладит ведущая рука.

  • Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Это действие очень редко выполняется не ведущей рукой.

  • Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу? Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.

  • Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки лежит сверху?
Основные правила для родителей леворукого ребенка и других взрослых, принимающих участие в его воспитании.

  • Взрослые никогда не должны показывать ребенку негативное отношение к его леворукости. Не следует обсуждать в присутствии ребенка хорошо это или плохо быть левшой.

  • Не следует создавать в семье обстановки «чрезвычайного происшествия», меньше обращать внимание на его «исключительность».

  • Следует наблюдать за своим ребенком, понимать его эмоциональное состояние, помогать преодолевать неудачи и трудности.

  • После определения ведущей руки не менять ее, даже если поначалу качество письма и рисования будет низким.

  • Необходимо научить ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, располагать тетрадь. Свет при его работе должен падать справа. Не требуйте правонаклонного письма. Пусть лучше пишет прямо.

  • В классе левша должен сидеть слева, чтобы ему не мешала писать правая рука соседа.
On-line запись к нам
Нажимая «Отправить заявку», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Made on
Tilda