При любом варианте леворукости родители не должны настороженно, а тем более отрицательно относиться к такой особенности своего ребенка. При наличии каких-либо сомнений желательно определить у ребенка ведущую руку. Целесообразно делать это к 5 годам, используя специальные игровые задания. Своевременное выявление детей, склонных к леворукости, позволит предотвратить их необоснованное переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребенка. При тестировании нужно постараться, чтобы он не знал, что его проверяют, но четко следовал инструкциям взрослого. Все необходимые материалы следует положить на равном расстоянии от обеих рук.
Чтобы узнать, какая ведущая рука у вашего ребенка, вы можете использовать следующие несложные тесты:
- Ударить палочкой по музыкальному инструменту (барабан, металлофон).
- Разложить разноцветные палочки в соответствии с заданным образцом (домик, забор).
- Нарисовать круг, квадрат и треугольник правой и левой рукой (посмотреть, какой рукой рисунки выполнены ровно).
- Построить башню из кубиков.
- Вырезать фигурный рисунок по контуру.
- Опустить фигуру в коробочку, в крышке которой сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям геометрических фигур.
- Ребенку вручается несколько спичечных коробков. Задание: найди спичку в одном из коробков. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
- Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько бутылочек (баночек) с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая рука держит бутылочку.
- Ребенка просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
- Ребенок должен протереть доску (стол, шкаф и т.д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Ребенка просят подбросить и поймать небольшой мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Ребенка просят погладить игрушку, держа ее в руке, гладит ведущая рука.
- Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Это действие очень редко выполняется не ведущей рукой.
- Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу? Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.
- Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки лежит сверху?