Детская дружба… Такая разная, непостоянная, переменчивая, но, порой крепкая и «на всю жизнь»… А надо ли учить детей дружить?
В раннем возрасте (1-3 года) дети стремятся к общению со сверстниками и могут играть рядом. Они учатся делиться игрушками, не мешать другому, не вторгаться в личное пространство. Наблюдая за дошкольниками, можно заметить, что в возрасте трех – четырех лет дружба базируется на игровых интересах: детей объединяет общая игра или игрушка. Но, чем старше становятся дети, тем более осознанно они выбирают себе друзей. На первое место они ставят не игрушки, а личностные качества своих товарищей. Уже к пяти годам дети понимают, что друг должен быть справедливым, добрым, честным, уметь оказать помощь и поддержку. Часто они обобщают эти понятия словом «хороший», но умеют комментировать именно перечисленные выше качества.
У дошкольников еще плохо развит механизм самоконтроля и самооценки, им сложно объективно оценить свое поведение с точки зрения морали и нравственности. Помочь ребятам в этом должен взрослый. Мама, папа, педагог, тот взрослый, который сможет оценить поступок «со стороны». Важно помнить, что взрослый не оценивает ребенка, а оценивает только поступок. Помогая разобрать конкретный поступок, не осуждая и не порицая ребенка, взрослый помогает ребенку выработать навык самоконтроля. Безусловно, важно и поведение других детей и взрослых в окружении ребенка. Ребенок учится дружить по «подражанию», принимает те правила, которые заведены в коллективе. Наше мнение – дружбе можно и нужно учиться!
On-line запись к нам
Нажимая «Отправить заявку», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных